Следовательно, существует большое количество методов анализа и оценивания развития регионов, которые могут быть использованы в процессе разработки региональной политики.

С развитием научной мысли и практики некоторые методы меньше используются, зато появляются новые, более адекватные современным условиям. Результативность их использования зависит от организационных, кадровых, материальных и технических возможностей субъектов оценивания. В то же время ключевыми условиями качественного анализа является профессиональность

и своевременность его осуществления, которое является основой успеха в обеспечении устойчивого регіольного развития.

Государственные механизмы стимулирования экономического развития регионов

Благодаря глобализации и информационно-коммуникационным технологиям ресурсы становятся все более мобильными, а это значит, что для любого региона рядом с потенциальными угрозами расширяются возможности относительно экономического развития. Эти факторы значительно повышают требования до современной региональной политики. Соответственно, должен быть сформирован адекватный комплекс государственных механизмов, которые являются действенными факторами экономического развития регионов, тобтомеханізмів стимулирования.

Государственные механизмы стимулирования экономического развития регионов - средства, рычаги, стимулы, с помощью которых справляется влияние государства на условия функционирования субъектов экономического развития регионов с целью побуждения их к определенным действиям и получению определенных экономических результатов.

В мировой практике для стимулирования экономического развития регионов применяются в основном такие государственные механизмы: институционные, концептуально-правовые, финансовые, материальные, организационно-экономические, организационно-информационные, образовательные.

Эффективность отмеченных механизмов зависит от их достаточного количества, качественной комбинации и интенсивности применения в процессе достижения целей регионального развития, а также от согласованности с факторами реализации, которые в каждом государстве и в каждом регионе будут особенными.

В Украине законодательно определено определенное количество механизмов государственного стимулирования экономического развития регионов. Остановимся на наиболее существенных механизмах и их характеристиках.

Одним из первых целевых механизмов стимулирования экономического развития регионов в государстве стало межрегиональное сотрудничество. В июне в 1993 г. Кабинетом Министров Украины было принято Постановление "О региональном экономическом сотрудничестве Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областей". На современном этапе опять усилилось внимание к межрегиональному сотрудничеству, выдано соответствующее распоряжением Кабинета Министров Украины. Документом предусмотрен ряд мероприятий относительно экономического развития регионов, среди которых:



– организация и проведение экономических национальных и международных форумов, бизнес-встреч, презентаций, выставочно-ярмарочных мероприятий, круглых столов и тому подобное;

– поддержка пограничной торговли;

– заключение новых межгосударственных договоров относительно упрощенного режима таможенно-тарифного

регулирования для товаров, которые поставляются в рамках производственной кооперации;

– создание в регионах индустриальных парков;

– обмен опытом между регионами по вопросам эффективного привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов;

– создание межрегиональной базы данных об объемах спроса и предложении товаров(работ, услуг), которые производятся(выполняются, предоставляются) предприятиями соответствующего региона и др.

Повышение результативности межрегионального сотрудничества существенно зависит, с одной стороны, от его государственного стимулирования, в частности от применения специальных организационных и финансовых механизмов, а с другой - от позитивного опыта этого сотрудничества, который предопределяется в первую очередь осознанием новых возможностей от сочетания региональных потенциалов.

С середины 1990-х гг. в государстве началось создание специальных экономических зон(СЭЗ) и территорий приоритетного развития(ТПР). В 1992 г. для этого был принят Закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон". До 2000 г. было принято почти 20 законов по отдельным особенным территориально-хозяйственным образованиям и свыше 30 нормативных актов.

В течение 1995-2000 гг. в Украине было образовано 11 СЭЗ и введен специальный режим инвестиционной деятельности на 9 ТПР в АРК, Волынской, Донецкой, Закарпатской, Житомирской, Луганской, Черниговской, Харьковской и Сумской областях, который охватывал свыше 90 административных районов и городов на 10% территории страны.

В 2005 г. было прекращено предоставление льгот предприятиям СЭЗ и ТПР. С принятием Налогового кодекса в Украине их льготы вообще было отменены. Но в настоящее время в среде ученых и практиков опять разворачивается дискуссия о целесообразности возобновления СЭЗ и ТПР, обеспечения благоприятных условий для их функционирования.



Уже достаточно длительное время в Украине развиваются еврорегионы, которые предусматривают трансграничное региональное сотрудничество между территориальными общинами и/или органами государственной власти пограничных регионов нескольких держал с общей границей. Появление еврорегионов приходится на первую половину 1990-х гг. В этот период были созданы два еврорегиона: "Карпаты" и "Буг", целью создания которых юыло взаимовыгодное сотрудничество между западными областями Украины и соседними регионами Польши, Словакии, Венгрии и Румынии.

На 2013 г. в Украине создано 10 еврорегионов, к участию к которым привлечены Автономная Республика Крым, г. Севастополь и 15 областей Украины: Винницкая, Волынская, Донецкая, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Львовская, Луганская, Николаевская, Одесская, Сумская, Черновицкая, Черниговская, Херсонская, Харьковская области.

В пределах еврорегионов особенное внимание уделяется развитию инфраструктуры пограничных территорий, сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, обеспечению санитарного и экологического благополучия, защиты от чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, правоохранительной деятельности, торговли, культуры и т.п.

Сегодня значительное внимание со стороны органов публичной власти уделяется созданию трансграничных кластеров как структур, которые способны стимулировать развитие предпринимательской активности путем консолидации усилий местной власти, бизнесовых и научных кругов, общественности, а также других субъектов вокруг общих целей.

Кластеры - это группы независимых компаний и ассоциируемых институций, которые:

– географически сосредоточены в одном или в соседних регионах(территориях), в том числе зарубежных;

– конкурируют и в то же время сотрудничают в общих направлениях;

– специализируются в конкретной сфере деятельности и связаны общими

Общими для участников кластеров могут быть такие цели, как снижение трансакційних расходов и использование новых возможностей развития за счет настроенного взаимодействия, трансферу технологий, рекламы и маркетинга, повышения квалификации работников и др.


5027303809833676.html
5027351959616212.html
    PR.RU™