Краткий теоретический курс

1. Тема: Русский язык и культура речи как наука и учебная дисциплина

Основные понятия: культура речи; нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Национальный язык, литературный язык, современный русский литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечия. Лексика заимствованная и исконная, общеупотребительная и ограниченного употребления, книжная, разговорная и межстилевая, положительная, отрицательная и нейтральная.

Принято считать, что русский литературный язык оформился в теоретическом наследии великого русского ученого М.В. Ломоносова и сформировался в художественном творчестве писателей XVIII – XIX вв., где главная роль принадлежала А.С. Пушкину. Окончательно сложившимся современный русский язык признается с конца XIX в. Таким образом, почти два века длится период его формирования. Это неудивительно, потому что язык принадлежит к числу устойчивых явлений, изменения в нем происходят постепенно и понятие современности определяется десятилетиями.

Русский язык занимает одно из ведущих мест в мире: он входит в шестёрку мировых языков наряду с английским, французским, испанским, арабским и китайским; является языком межнационального общения ООН и стран, входивших в состав СССР; русский язык – государственный язык Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана.

За русским языком закреплены все необходимые для государственного языка социальные функции: в сфере делового общения, образования, науке, в средствах массовой коммуникации, в судопроизводстве и т. д.

В России русский язык выполняет следующие социальные функции:

1) является национальным языком русского народа, средством сохранения и передачи национальной культуры, мышления, поведения;

2) служит средством языкового единения многонационального государства, межнационального общения народов России;

3) является государственным языком, употребляемым в разных сферах общения

Русский язык принадлежит индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской ветви (русский, украинский, белорусский). Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка.

Культура речи– это

1) культура языка – образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом;

2) конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения

3) самостоятельная лингвистическая дисциплина.

Две ступени освоения литературного языка:

1) правильность речи (предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях);

2) речевое мастерство (не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный и доходчивый).



Аспекты культуры речи:

1. Нормативный– владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

2. Коммуникативный– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

3. Этический– соблюдение этики общения.

Речевая культура – составная часть культуры народа, связанная с использованием языка.

В лингвистической литературе, различают несколько типов речевой культуры:

Элитарная речевая культура – это эталонная речевая культура, означающая свободное владение, всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Для элитарной речевой культуры характерно строгое соблюдение всех норм культуры речи. Элитарная речевая культура – это искусство речи, поэтому она характеризует далеко не всех образованных носителей литературного языка.

Среднелитературная речевая культура характеризуется неполным соблюдением всех норм и, в отличие от элитарной, владением лишь двумя – тремя функциональными стилями.

Литературно-разговорный тип характеризует тех носителей литературного языка, которые владеют только разговорной речью, поэтому нормой признается то, что постоянно употребляется в речи и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как «ошибка».

Фамильярно-разговорный тип характеризуется общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи.

Национальный язык– это язык определённого народа, нации с момента её образования по последнее время.

Язык создаётся в обществе и обслуживает его из поколения в поколение. В своём развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса. На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности и, наконец, национальный язык. Так как национальный язык образуется на базе языка народности, он относительно стабилен. Необходимо отметить, что язык является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием её образования.

Компоненты национального языка:

1. Литературный язык –это основной компонент национального языка, характеризующийся обработанностью, многофункциональностью и нормированностью.



Русский литературный язык сложился в XVI – XVII вв. в связи с образованием Московского государства и получил нормализацию в XVIII в. В основе его лежит московский говор, представляющий пример переходного говора.

2. Диалекты– речь сельского населения определённой местности, т.е. речь, ограниченная территориально (панёва, шабёр, опалихи).

3. Жаргоны– речь определённой группы людей, объединённых общими интересами, родом деятельности, т.е. речь, ограниченная социально (замочить, малина, читалка, общага).

4. Просторечие– речь малообразованного в основном городского населения, отличающаяся от литературной особой грубостью, либо нарушением норм, т.е. речь, ограниченная культурно (спинджак, каталог, башка, рожа).

Формы литературного языка:

Устная Письменная
1) Первична Вторична
2) Спонтанна Строго продуманна
3) Информационная насыщенность: низкая степень высокая степень
4) Обслуживает разговорный стиль Обслуживает остальные стили
5) Средства передачи мыслей: звуки, интонация, жесты, поза, телодвижения буквы, знаки препинания, слитное, дефисное, раздельное написание

Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.

Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу. Процесс формирования словарного состава длительный и сложный, тесно связанный с историей развития русского народа. Историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. существующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков (Н.С. Валгина).

Лексика русского языка с точки зрения происхождения:

- исконная (общеславянская: дом, волк, мать, брат, сестра; восточнославянская: ворог; собственно русская: колхоз, космонавт, луноход);

- заимствованная (из славянских языков: враг, страж, злато, град, блуд, покаяние; из других языков: греческого – церковь, аналой, эпос; латинского – политика, конференция, компромисс; тюркских языков – барабан, халат, диван, нагайка, карандаш; немецкого – шлагбаум, плацдарм, дзот; французского – варьете, кафе, жонглёр; английского – брокер, хакер, менеджмент, бизнесмен и др.)

Лексика русского языка с точки зрения употребления:

1) Общеупотребительная:

- лексика активного запаса, т.е. слова, активно употребляемые всеми носителями языка в повседневной жизни (стол, дом, окно, потолок, автобус, милиция);

- лексика пассивного запаса, т.е. слова, вышедшие из активного употребления или ещё не вошедшие в активный запас (архаизмы – устаревшие названия существующих предметов и явлений: уста, ланиты, чело, очи; историзмы– устаревшие названия исчезнувших предметов и явлений: армяк, Киевская Русь, кольчуга; неологизмы – новые слова и выражения, не вошедшие в активный запас: тусоваться, хакер);

2) ограниченного употребления:

- жаргоны,

- диалектизмы,

- просторечные слова.

2. Тема: Язык и речь

Основные понятия: язык, языковые уровни, речь, функции языка и речи, речевая деятельность, речевое поведение, речевая ситуация, речевой акт, речевой паспорт, устная и письменная формы речи, текст, смысл текста, виды текстов: повествование, рассуждение, описание, коммуникативная компетенция.

Язык– система знаковых единиц в отвлечении от отдельных высказываний конкретных людей.

Речь– последовательность знаковых единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык – ручка, а речь – текст, который записан этой ручкой.

Противопоставление языка и речи:

Язык – это Речь – это
Парадигма (вертикаль) Синтагма (горизонталь)
Система средств общения Реализация данной системы
Статика Динамика
Общее Частное
Абстрактное Конкретное
Узуальное (обычное) Окказиональное (случайное)
Устойчивое, инвариантное Переменное, вариантное
Социальное, коллективное Индивидуальное

Функции языка и речи:коммуникативная (общения), информативная (сообщения), воздействия, волюнтативная (выражение воли), эмотивная (выражение эмоций), когнитивная (познавательная), кумулятивная (накопление знаний), фатическая (контактоустанавливающая) и др.

Речевая деятельность–

1) совокупность психических и физиологических работ человеческого организма, необходимых для производства и восприятия речи;

2) производство и восприятие текстов; обмен текстами, ощущение.

Общаясь, действуя с помощью языка, каждый из коммуникативных партнеров осуществляет ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Таким образом, различают четыре вида речевой деятельности:


5024073789268165.html
5024110387568595.html
    PR.RU™